НА ФОНЕ ТВОРЧЕСТВА

03 мая 2016

Нынешний финал Семихатовских чтений прошел во Дворце молодежи, где хватило место для множества разнообразных встреч, событий, дискуссий, «круглых столов», выступлений участников Молодежного космического форума.

Форум стал площадкой, где юные конструкторы и исследователи имеют возможность представить свои разработки, поделиться оригинальными идеями, пообщаться со сверстниками, увлеченными творческими поисками. В этом году на III Семихатовских чтениях школьники и учащиеся колледжей докладывали о результатах своих работ в шести секциях:

● секция естественных наук: физика, химия, материаловедение (умные и композиционные материалы), биология, астрономия;

● секция естественных наук: математика, способы и методы управления в динамических системах, алгоритмы, информатика и программирование;

● секция инженерных наук: радиоэлектроника и вычислительные системы в технике, ракетостроение, системы управления в ракетно-космической технике;

● секция инженерных наук: компьютерное (техническое) моделирование, робототехника и кибертехника, аддитивное производство;

● секция гуманитарных наук: история науки и техники, история ракетостроения, космодромы, жизнь и деятельность академика Н.А. Семихатова;

● секция гуманитарных наук: космос как культура.

 

 Позитивная тенденция: стало больше докладов гуманитариев, кого занимают проблемы истории космонавтики, а также культурологический аспект постижения космоса как своеобразной материнской платы человеческой цивилизации.

В финале приняли участие почти двести школьников и учащихся средних образовательных заведений. Активно поддерживали Семихатовские чтения, особенно финальную часть, родители, педагоги, тренеры, научные руководители.

 

В состав экспертных комиссий, оценивающих работы, вошли четыре доктора и семь кандидатов наук из Уральского федерального университета, Института регионального образования Свердловской области, ОКБ «Пеленг», НПО автоматики.

 

Доклады, представленные на секциях, порадовали высоким качеством. Это серьезные, вдумчивые работы. –

подчеркнул руководитель лаборатории робототехникии 3D-моделирования А. Гармашов

Заметен интерес начинающих конструкторов не к отвлеченным разработкам, а к конкретным изделиям, востребованным жизнью.

Все секции сработали достаточно успешно. Увеличилось количество участников, для финала мы выбрали самые интересные работы. Расширился круг городов, откуда приезжали школьники, – продолжает разговор директор музея НПОА Ю. Дерябин. – Надо отметить активность учащихся техникумов. Радует, что существенно возрос уровень научно-исследовательских и научно-технических работ. Особый интерес ребята проявляют к техническому моделированию. Семихатовские чтения полномасштабно вошли в программу «Уральская инженерная школа» и частично были профинансированы из бюджета. Чтения лишний раз подтвердили свою значимость и перспективу. Мы вовремя поняли, что общество нуждается в инженерах – грамотных, творчески мыслящих, соответствующих задачам XXI века.

 

Расширив зону влияния до регионального уровня, Семихатовские чтения кроме всего прочего обрели статус методической площадки детского технического творчества. Опыт работы с юными конструкторами и изобретателями, накопленный на нашем предприятии, позволяет сделать некоторые обобщения, необходимые тем, кто занимается проектами в области технического творчества учащихся.

Неслучайно в дни Молодежного космического форума за «круглым столом» собрались педагоги и инженеры-робототехники, чтобы обсудить, как синтезировать возможности общеобразовательной школы, предприятий Екатеринбурга и вузов города.

Среди предложений – организация Центров доступа к современной технике на предприятиях, располагающих современным оборудованием (к примеру, 3D-принтерами, станками с ЧПУ). Перспективной участники дискуссии посчитали идею укрепления партнерских связей с ассоциациями выпускников технических вузов. Для продвижения интересных проектов весьма полезными стали бы семинары по современным технологиям фандрайзинга и краудфандинга для преподавателей и учащихся.

Назрела необходимость интеграции общего и дополнительного образования. Об этом говорили многие участники семинара. Только так можно стимулировать интерес школьников к техническому творчеству,  им интересно сделать что-то своими руками. Взаимодействие с вузами открывает новые перспективы. Учащиеся школы должны иметь возможность получать очные и заочные консультации у преподавателей университетов. Необходимо учитывать их участие в конкурсах НТТМ, а за победы увеличивать количество баллов абитуриентам.